Статьи

Цифровизация является главным двигателем экономики совместного потребления. Если раньше заказ такси или аренда автомобиля требовала хотя бы минимального контакта с человеком, то с появлением онлайн-платформ и электронных транзакций, данные типы услуг стали более доступными и популярными. 

Уже сегодня услугами легковых перевозок или каршерингом постоянно пользуется две трети россиян. Казалось бы, в условиях довольно сложной эпидемиологической ситуации, это не может не радовать, так как значительно снижается нагрузка на другие сегменты городского общественного транспорта. Но, к сожалению, есть и обратная сторона. По данным МВД, только за 2020 год количество погибших в результате аварий с участием такси и каршерингов увеличилось на 20% по сравнению с цифрами за позапрошлый год. 

В нашей сегодняшней статье мы расскажем о развитии транспортной инфраструктуры России, потенциальных происшествиях, которые случаются на дороге, и расследовании инцидентов такого типа. Поехали!

Подбросить? 

Сводная статистика использования сервисов легковых перевозок на территории нашей страны, по сведениям BusinesStat, по-настоящему впечатляет. Несмотря на различного рода ограничения, количество поездок пассажиров на такси в России за 2020 год составило 2,55 миллиарда. При этом, согласно информации аналитиков, спрос на данные услуги постоянно растет. 

На то есть свои причины. Такси давно стало привычной частью нашей современной жизни, и мы без сомнения садимся к незнакомому человеку в машину, без малейшего опасения за свою жизнь. С появлением большого числа приложений от агрегаторов услуг, данный тип передвижения должен был стать еще более надежным, но происшествия с таксистами до сих пор попадают в различные криминальные хроники.

Чаще всего к авариям приводит то, что водители засыпают за рулем от переутомления. Похожая информация постоянно возникает в сводках новостей, несмотря на обязанность работников этой профессии пройти медосмотр перед выходом на линию и различные ограничения, направленные на обеспечение безопасности, от IT-агрегаторов. Пока нет способа отследить, останавливался ли таксист на самом деле, чтобы отдохнуть, или просто отключился от одного сервиса и подключился к другому. Ранее компании, оказывающие услуги перевозок, пытались внедрить ограничение на 12-часовой рабочий день, но эта мера встретила жесткую критику со стороны таксопарков. 

Также перед каждым началом смены транспортное средство должно проходить техосмотр. Но, по словам председателя Московского профсоюза таксистов Николая Колоды, на деле этим никто не занимается. 

Недосып у водителей — далеко не единственный неприятный момент. Во время поездки обычная словесная перепалка между водителем и клиентом может вылиться в трагедию, несущую за собой в лучшем случае моральную травму, а худшем — тяжкий ущерб здоровью или даже смерть. 

Вежливость превыше всего

Один из таких случаев случился в Москве пару дней назад. Водитель такси выбросил пассажирку из автомобиля и избил ее после того, как девушка не расслышала, что ей сказал таксист. По словам пострадавшей, садясь в автомобиль, она закрывала зонтик и не поняла, что мужчина поздоровался с ней, после чего он начал грубить. После звонка в поддержку с просьбой заменить автомобиль, таксист катал девушку по городу еще 40 минут и затем вытащил ее с вещами из автомобиля и нанес удары по голове. 

Обратная сторона

Достается не только пассажирам, но и водителям такси. Так, в городе Энгельс женщина начала наносить удары слабослышащему водителю такси из-за повышение цены поездки на 24 рубля. Перед началом движения, водитель уведомил пассажиров, что поездка будет стоить 180 рублей вместо заявленных 156, из-за большого количества людей в машине. После этого женщина начала приказывать водителю начать поездку, отказываясь при этом доплачивать дополнительную стоимость или выйти из машины. После того, как трое из пяти пассажиров покинули машину, гражданка начала бить таксиста кулаками и сумкой.

Поездка, изменившая жизнь

Еще один громкий инцидент случился около месяца назад. Водителя «Яндекс.Такси» не устроил способ оплаты поездки, он чуть не увез пассажирку в лес ночью, угрожая при этом расправой. К счастью, девушке удалось сбежать. Как выяснится позже, мужчина ранее уже привлекался к ответственности за хулиганство. После обращения в службу поддержки таксиста уволили, но он остался на свободе. Жертва не стала писать заявление в правоохранительные органы, благодаря которому можно было бы начать проверку. Причиной отказа стали опасения за свою жизнь.

Конфликты в такси превращаются в обыденное явление, иногда оставляющее отпечаток на моральном здоровье пассажира навсегда.

Что делать в такой ситуации? 

Единственным правильным решением будет обратиться в полицию. Сегодня правоохранительные органы обладают специальным программным обеспечением, которое дает возможность всего за несколько минут собрать необходимые доказательства из приложений такси-агрегаторов и проанализировать их в кратчайшие сроки. Таким ПО является «Мобильный Криминалист Эксперт».

«МК» позволяет исследовать наиболее подробные сведения о передвижениях из «Яндекс.Такси». Возможность извлечения информации организована несколькими способами. 

Из мобильных приложений для Android инструмент получает:

  • данные о поездках;
  • информацию о кредитных и дебетовых картах;
  • куки;
  • кэш;
  • информацию об учетной записи. 

Помимо этого, программное обеспечение поддерживает и облачный сервис, из которого можно извлечь:

  • детали поездки;
  • информацию о методах оплаты;
  • данные о избранных местах.

Также реализовано и получение сведений и из дочернего приложения компании «Яндекс» — Uber.Russia.

Из устройств на Android и iOS, для изучения доступна такая информация, как:

  • данные о платежах;
  • посещаемые места;
  • куки;
  • кэш;
  • сведения учетной записи.

+ сохраненные геолокации, последние просмотренные адреса, история местоположений, логи (iOS).

После сбора информации из этих сервисов, правоохранительным органам не составит особого труда доказать причастность подозреваемого к происшествию и наказать виновных. 

Из рук в руки

В плане опасности и происшествий на дорогах, ситуация с каршерингом обстоит намного лучше, но все равно остается напряженной. Согласно данным экспертов, сегодня арендованные автомобили попадают в ДТП в 4 раза чаще обычных. Одной из основной причин является то, что рынок «совместного потребления» сильно изменился за последние несколько лет. Если еще 2 – 3 года назад количество машин исчислялось сотнями, то сегодня их уже тысячи, а число клиентов превышает миллион человек. 

Для пользователей каршеринг имеет ряд преимуществ перед владением собственным автотранспортом. В частности, полное отсутствие затрат на содержание (техническое обслуживание, страхование, бензин, замена шин и т. д.), бесплатная парковка и круглосуточная техническая поддержка. У совместного использования есть плюсы и перед традиционным такси, а именно: более низкая стоимость услуг и неимение контакта с другим человеком.

Однако происшествия с участием каршеринга тоже случаются довольно часто, поэтому важно иметь способы их расследования. В новой версии ПО «Мобильный Криминалист» была реализована поддержка приложения Belkacar на платформах iOS и Android. Разработчики компании реализовали извлечение из Android-смартфонов такой информации, как кэш и сведения об учетной записи. А из iOS-устройств возможно также получить платежные данные, поездки, пункты назначения и адреса.

Рынки услуг таксистов и краткосрочной аренды авто резко выросли в последние годы. Заметно повысилась и социальная значимость работы водителей такси. Однако, с увеличением количества клиентов перевозчиков и пользователей каршеринговых платформ, растет и число происшествий на дорогах, которые нельзя оставлять без внимания.