Статьи

Продажи товаров сети в Интернет развиваются очень быстрыми темпами. Только за последний год рынок онлайн-торговли вырос на 58%. Более того, согласно данным компании Data Insight, всего через 2 года объем продаж через маркетплейсы увеличится в несколько раз, а сумма доходов составит 2,4 триллиона рублей. В это довольно легко поверить. Уже сегодня, по информации аналитической компании Data Insight, суммарный оборот маркетплейсов в России превышает 721 миллиард рублей, а за год на этих площадках совершается более 405 миллионов заказов!

К сожалению, есть и обратная статистика. По данным МВД РФ, за 2020 год мошенники выманили у граждан более 150 миллиардов рублей, и это только случаи, когда об инциденте было сообщено в правоохранительные органы. Самым популярным методом обмана россиян в этом году стала подмена товаров, причем не только на сайтах-подделках, но и на официальных онлайн-платформах. Около 60% мошенников завладели средствами россиян таким образом. 

В сегодняшней статье мы разберемся, что такое маркетплейсы, как они устроены, какие существуют мошеннические схемы, и что делать, если инцидент все же произошел. 

Что такое маркетплейс?

Маркетплейс — торговая площадка в сети Интернет, на которой продаются товары разных продавцов. Стоит заметить, что в 99% случаев, своей продукции у них нет. Другими словами, это просто готовая витрина магазина. Для старта продаж чаще всего достаточно только оформить каталог и привезти товары на склад онлайн-платформы, так как все остальное, а именно реклама и обеспечение потока покупателей уже входит в стоимость размещения производителя на площадке. Кроме того, многие маркетплейсы, хоть и частично, но берут на себя обязанности по доставке и финансовым операциям. 

Давайте рассмотрим работу маркетплейса на примере. Представим абстрактный универсам «Бурёнка». Магазин хорошо раскручен, имеет постоянных покупателей, удобное расположение и службу доставки, но не свои товары. Вендоры, понимая, что для создания такого же супермаркета им потребуется много сил и времени, просто выкупают полку, чтобы продавать там свою продукцию. Все остальные хлопоты остаются на администрации магазина. 

Для производителей модель очень удобная и прибыльная: только события прошлого года привели в онлайн-торговлю не менее 10 миллионов покупателей. Тогда крупнейшие маркетплейсы выросли в несколько раз за считанные месяцы, а под конец года показатели и вовсе били все возможные рекорды. Несмотря на то, что сейчас эпидемиологическая ситуация в стране значительно улучшилась, потребители до сих пор активно покупают в онлайне, что открывает большие возможности как для продавцов, так и для злоумышленников. Согласно данным МВД РФ, сегодня мошенничество при совершении онлайн-покупок является наиболее распространенным типом происшествий в сети Интернет. 

Предупреждён — значит вооружён

Схемы обмана, которые используют аферисты и просто нечестные продавцы при продаже на маркетплейсах, чаще всего повторяются. Среди самых популярных можно выделить следующие:  

  • Несоответствие товара описанию

Самый распространенный метод мошенничества с онлайн-покупками, когда покупателю вместо дорогой брендовой вещи отправляют подделку низкого качества. 

  • Утром деньги, вечером стулья

Продавец просит перечислить на его счет полную предоплату за товар, обосновывая это тем, что он несет расходы за доставку. Однако стоит ли упоминать, что после оплаты, мошенник перестает выходить на связь. 

  • Получение информации о банковской карте

Афера начинается с поддельного веб-сайта, мобильного приложения или рекламы в социальных сетях. Многие фальшивые онлайн-площадки имитируют надежных ритейлеров со знакомыми логотипами, дизайном и URL-адресом, которых невнимательному клиенту легко принять за настоящие. Потребитель, верящий в то, что приобретает продукт у проверенного продавца, вводит данные своей банковской карты для оплаты. После чего жертва лишается суммы, на которую собиралась совершить покупку. 

Безопасность — дело тонкое

Схема работы вендоров с маркетплейсами очень проста. Достаточно создать учетную запись, загрузить данные об организации, фотографии товаров и описания, дождаться модерации, выбрать схему торговли и начать продавать. Стоит заметить, что многие российские маркетплейсы довольно тщательно следят за безопасностью пользователей и их кошельков, когда речь идет об официальных площадках. Но иногда инциденты все же случаются. Это происходит, когда несмотря на то, что компания имеет отрицательные отзывы, покупатель заказывает товар, чтобы получить его значительно ниже рыночной стоимости. 

Методы работы мошенников чаще всего не меняются, поэтому стоит помнить следующие правила, которые помогут избежать общения с аферистами.

На что стоит обратить внимание:

  1. Цена значительно ниже рыночной. Стоит быть начеку, если скидки превышают 55% от среднестатистической стоимости продукта.

  2. Мало сведений об организации. Нет информации о регистрации, форме собственности и юридическом адресе фирмы.

  3. Подозрительный дизайн страницы продавца или орфографические ошибки. Настоящие ритейлеры очень заботятся о своем представлении в сети Интернет.

  4. Ограниченные или подозрительные формы связи. Например, на сайте компании имеется только заполненная контактная форма, или электронная почта службы поддержки клиентов имеет домен Yandex или Gmail, а не корпоративный.

Что делать, если инцидент все же произошел? 

В настоящее время мошенничество в сети Интернет развито очень хорошо. В первую очередь, в случае попадания в руки мошенников, стоит обратиться в полицию для прохождения необходимых проверок и возбуждения уголовного дела. Сегодня правоохранительные органы обладают специальным программным обеспечением, которое в кратчайшие сроки позволит получить сведения из приложений онлайн-магазинов Wildberries, Ozon, AliExpress и Yandex.Market. Таким ПО является «Мобильный Криминалист Эксперт».

В «Мобильном Криминалисте» версии 2.5 мы реализовали извлечение данных из приложения Ozon на iOS- и Android-устройствах. Из него можно получить информацию о заказах, истории активности, логах, куки, кэше и учетной записи. 

В обновленной версии программы мы добавили поддержку приложения Wildberries на iOS- и Android-устройствах. Так, для анализа доступна платежная информация, заказы, товары, пункты самовывоза, история поиска, куки, кэш и сведения об учетной записи.

Более того, в программные продукты бренда «Мобильный Криминалист» мы реализовали получение информации из приложения AliExpress на iOS и Android. После извлечения для исследования становятся открыты заказы, списки пожеланий, чаты, куки, кэш и данные об учетной записи. 

Поддержка приложения Яндекс.Маркет на платформах iOS и Android также доступна в новой версии «МК». Разработчики компании реализовали возможность извлечения такой информации как: заказы, история поиска, куки, кэш, данные учетной записи. 

Покупка в сети Интернет — это всегда риск, ведь никогда не знаешь, кто сидит по ту сторону экрана. Желание приобрести вещь в онлайн-магазине дешевле ее рыночной цены понятно, однако этот порыв должен вызывать повышенное внимание к деталям и чувство настороженности. Сегодня мошенники используют самые различные способы, чтобы завлечь в свои сети, а скупой все еще платит дважды.